АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

Процесс воспитания - целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами, поведением, специально организованное педагогическое воздействие на личность с целью формирования значимых социальных свойств и качеств этой личности, осуществляемые педагогическим коллективом.
На данный учебный год перед педагогическим коллективом школы были поставлены следующие задачи:

  1. Продолжить работу по укреплению сотрудничества школы, семьи и социума;
  2. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: "Человек – семья – здоровье";
  3. Продолжить мониторинговые исследования, позволяющие отслеживать эффективность воздействия проводимых мероприятий.
Воспитательная работа школы строится на основании следующих документов:
  • Концепция модернизации российского образования;
  • Программа развития воспитания в системе образования России;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
  • Программа развития воспитания в системе образования Беловского района;
  •  Конвенция ООН о правах ребенка.
А так же следующих программ: «Верные сыны Отечества» (Программы гражданско-патриотического воспитания), «Доброград» (Программа деятельности детской организации), «Здоровье», программа «Одаренные дети», программа духовно- нравственного воспитания, программа по профилактике правонарушений.
Принятую педагогами школы идею - сущность процесса воспитания, можно выразить формулой: воспитание – это управление процессом личностного развития школьника путем создания благоприятных условий для этого. Малочисленность школьного коллектива позволяет видеть каждого отдельного ученика, его достоинства и недостатки, а поэтому педагогу легче создавать необходимые условия для развития личности.
Целью воспитательной работы школы является: формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач:
  • создание такого уклада школьной жизни, способствующего воспитанию свободной, физически здоровой, духовно - богатой, нравственной личности;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека;
  • формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями, за результатами своей деятельности в социальной, природной и культурной среде;
  • развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений;
  • укрепление здоровья ребёнка средствами физкультуры и спорта;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы;
  • максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных интересов творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию личности.
Для успешной реализации выше указанных программ в школе были созданы все условия и использованы все имеющие средства: детский воспитательный коллектив, организация воспитательной деятельности, следование традициям, правилам жизни школы, а так же идеи таких видных педагогов как В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой.
Анализ плана работы школы и планов воспитательной работы классных руководителей показал, что вся воспитательная работа в школе строится в соответствии  с  программами и проводится по направлениям:
 
Первая фаза - сентябрь «Учись учиться»
Цель: Поддержание интереса к учебе, уверенности в значимости высокого уровня знаний.
В этом направлении классными руководителями была проведена следующая работа:
  • Конкурс детского рисунка "Учительница первая моя";
  • Фотовыставка "Духовные традиции моей семьи";
  • КТД «Урожайные грядки»
  • Классный час «Ростки нашей дружбы».
  • Путешествие в страну знаний
Хорошую работу в этом направлении можно отметить в 2 класса- кл. руководитель Жарких Е.П., 4 класса – классный руководитель Шеломенцева Н.Н., в 5 классе – классный руководитель Киселева Е.В.
Активное участие в подготовке и проведении мероприятий необходимо отметить следующих учащихся: Дорофеева К., Абраменко В., -7 класс.  В рамках работы школы было проведено тематическое методическое объединение классных руководителей «Воспитывать- что и как?» В ходе дискуссии рассматривались вопросы о целях, содержании воспитания, проведено анкетирование с педагогами.
 В ходе реализации программы «Одаренные дети» была проведена работа по составлению банка одаренных детей, велась работа с обучающимися по подготовке ко Всероссийской олимпиаде. В районном этапе Всероссийской олимпиады приняло участие 8 обучающихся 8,9 классов, 6 учащихся 1-4 классов. Ученица 2 класса Мешкова К. заняла 1 место в районном этапе олимпиады по русскому языку. Во Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок- языкознание для всех» приняло участие 21 обучающийся, Ученица 2 класса Мамедова Т. стала победительницей на уровне России), в конкурсе «Кенгуру- математика для всех»- 32 обучающихся. В этом учебном году учащиеся школы стали активными участниками интернет-конкурсов и олимпиад. 9 учащихся 6, 7 классов приняли участие о Всероссийском математическом конкурсе «Клад ацтеков» (сертификаты участников); ученики 1-4 классов (17 человек) в первом Всероссийском метапредметном конкурсе «Успевай-ка» ( сертификаты участников); в осеннем и весенних турах  олимпиады «Плюс» (21 человек, из них 4 ученика – победители, 9 призеры); 2 ученика 7 класса приняли участие во Всероссийской олимпиаде по физике ( 3 место в регионе- Абраменко В.);3 ученика 7 класса приняли участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Мудрый филин» (1 победитель- Добрынина Д.); 12 человек в международном конкурсе «Родное слово» ( 2 победителя и 3 призера).   Все участники награждены сертификатами, грамотами и дипломами.
В этом учебном году 3 ученика школы приняли участие в конкурсе «Первые исследования». Ученица 2 класса Мешкова К. в муниципальном этапе заняла 2 место (уч. Жарких Е.П.)
 
Вторая фаза – октябрь "Мы за здоровый образ жизни"
Цель: Формирование сознательной положительной установки школьников на здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек.
Анализ воспитательной работы показал, что классными руководителями продумана работа в этом направлении. В анкетах учащиеся отметили, что наиболее интересными можно считать следующие мероприятиями:
  • Ролевая игра «Имя беды- наркотик»
  • Игра «Мой друг- Мойдодыр»
  • Диспут «О вреде курения и его последствиях»
  • Конкурс плакатов «В здоровом теле- здоровый дух»
  • Круглый стол "Скажи наркотикам НЕТ!";
  • День Здоровья
  • Круглый стол «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»
  • Классный час «Здоровье детей- будущее страны»
Школа активно работает по направлению – Здоровый образ жизни. Документальной основой деятельности школы в данном направлении выступает школьная программа «Здоровье». Традиционно в школе проводятся Дни Здоровья. В программе этого дня проходят различные профилактические, оздоровительные, спортивные праздники. На высоком уровне проведены  профилактические беседы и тематические классные часы, среди которых необходимо отметить круглый стол для учеников 7-9-классов  «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» (отв. Машутина Л.Н.)
Кроме тематических классных часов по направлениям, на классных часах выполняется программа по обучению учащихся правилам дорожного движения, проводятся беседы, связанные с проблемами обеспечения безопасности жизни, инструктажи, как перед каникулами, так и в учебное время, рейды по выявлению нарушителей правил дорожного движения.
В рамках акции «День семьи» во всех классах были проведены родительские собрания, консультации, правовой всеобуч, беседы по профилактике злоупотребления детьми ПАВ: «Последствия употребления ПАВ», «Здоровье человека 21 века». Большую работу по пропаганде здорового образа жизни проводила Поминова В.М. (учитель физкультуры). В рамках этой работы учащиеся школы приняли участие в районных соревнованиях по сдаче норм ГТО (89 обучающихся), в спортивном фестивале, посвященном 85-летию Беловского района. 
Результат работы педагогов школы: 11 учеников школы сдали нормы ГТО на золотой значок,
 
Третья фаза - ноябрь «Мои права – мое богатство»
Цель: Обеспечение заинтересованности детей в познании своих прав и обязанностей.
Были проведены следующие мероприятия:
  • Утренник «Я гражданин России»;
  • Конкурсная программа «В мире моих прав и обязанностей»;
  • Игровая программа «Помогите Буратино»;
  • Викторина «Знаю свои права»
Данные мероприятия способствовали углублению знаний учащихся о Родине, о своем родном крае, об истории и традициях народов России, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны. Особо хочется отметить участие в этих мероприятиях учащихся 7 класса Дорофееву К., Добрынину Д, Абраменко В., Валиева Д., которые приготовили Устный журнал, посвященный Дню народного единства.
В рамках работы школы проведен тематический педсовет «Особенности воспитания познавательных интересов у подростков», где было предложено продолжить формирование теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
 
Четвертая фаза - декабрь – январь «Культура и личность»
Цель: Формирование представлений об общечеловеческой культуре, нравственных образцах и нормах.
В рамках этого месячника были проведены следующие мероприятия:
  • Конкурс снежных архитекторов;
  • Конкурс «Рождественская открытка»;
  • Мастерская Деда Мороза;
  • Спортивно-оздоровительная игра "Снежный ком";
  • Круглый стол «Давайте дружить»;
  • Классный час «Я и мой сосед по парте»
  • Дискуссия «О характере человека».  
 
Пятая фаза – февраль «Верные сыны Отечества»
Цель: Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельную, опирается на образование, культуру, историю, государство. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Патриотическое и правовое воспитание в школе являются приоритетными. Педагогический коллектив школы в этом году провел большую работу в этом направлении в рамках подготовки празднования 85-летия Беловского района. Среди проведённых мероприятий необходимо отметить встречи с ветеранами и тружениками тыла (отв. Машутина Л.Н.); спортивные соревнования ко Дню защитника Отечества 5-9 кл. (отв. Глеков В.М., преподаватель ДЮСШ), участие в акции "Поздравь солдата», классные часы к памятным датам; познавательную программу «Верные сыны отечества» (отв. Шеломенцева Н.Н.); конкурсную программу ко Дню защитника Отечества (отв. Поминова В.М.), Дни воинской славы (в течение года каждый месяц, отв. Степаненко Н.В..),классный час « Край, в котором я живу» ( отв. Шеломенцева Н.Н.)
 
Шестая фаза - март «Творчество и активность»
Цель: Активизация познавательных интересов детей в сфере искусства и художественной культуры.
Анализ воспитательной работы показал, что в этом направлении сделана следующая работа:
  • Конкурс «А ну-ка, девочки»
  • Выставка детского творчества «Умелые руки»
  • Волонтёрская акция "Чистый двор"
  • Конкурс рисунков «Мама - мой лучший друг»
  • Соревнования по шахматам 
  • Соревнования по шашкам 
  •  Праздничная мастерская «Подарок маме».
 Реализация творческих способностей детей в тех видах деятельности, которые связаны с художественной культурой. Развитие детского творчества – одно из направлений работы школы. Исходя из этого, общешкольный план воспитательной работы включил в себя много мероприятий, участвуя в которых ребенок смог раскрыть свои творческие возможности. В течение года учащиеся с удовольствием, а потому очень активно включались в творческую, как классную, так и общешкольную деятельность. Большие творческие возможности продемонстрировали ученики 2, 6, 7 классов, неизменно принимая участие во всех творческих начинаниях школьного коллектива. Хочется отметить участие ученицы 2 класса Мешковой К. в районном конкурсе «Созвездие юных талантов», победившую в отборочном туре. В этом году 5 учеников приняли участие в фотоконкурсе: «Красота природы Кузбасса» (Дмитриева К., Дорофеева К. получили сертификаты участников);  « Сельскохозяйственная перепись»( итоги в июне)
В школе работают 7 кружков и секций («Умелые руки» -рук. Лоншакова Г.Б., «Волейбол», «Лыжи», «Баскетбол» - рук. Глеков В.М., «Настольный теннис»- рук. Глекова Н.П., «Шахматы и шашки» - рук. Лоншакова Г.В. «Дизайн и графика», рук. Полшкова З.А.), целью которых является развитие творческой активности учащихся.
Посещённые занятия кружка «Умелые руки» показали, что руководитель кружка – Лоншакова Г.Б.. при работе с детьми главной целью ставит воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости в работе, стремление сделать работу правильно, прочно, надёжно и красиво. Работы 15 учеников, принявших участие в творческой выставке, посвященной 85-летию Беловского района, отмечены грамотами. Ащеулова А., ученица 5 класса приняла участие в районном конкурсе «Первые шаги».
Учащиеся Абраменко В., Дадашов С., Лененберг В., Лененберг М. неоднократно становились победителями школьных и районных соревнований по шахматам и шашкам. Команды по волейболу, настольному теннису- неоднократные победители районных соревнований. Ученик нашей школы Лобанов Д. достойно представил школу на областных соревнованиях.
Анкетирование учащихся 5-9 классов и собеседование с учащимися 1-4 классов показало, что 100% учащихся занято внеурочной деятельностью.
 
Седьмая фаза – апрель «Мы сохраним тебя, планета!»
Цель: Формирование экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды.
Анализ воспитательной работы показал, что в этом направлении сделана следующая работа:
  • Игра «Умники и умницы»;
  • Игра- путешествие «По тропинкам родного края»;
  • Конкурс плакатов;
  • Дискуссия «Сохраним планету для будущего поколения»;
  • Спортивный праздник 
  • Заочная экскурсия «Ботанические памятники Кузбасса»
  • КТД «Природа и мы»
В рамках акции «Дни защиты от экологической опасности» был проведен общешкольный День леса.  Для 1-2 классов-  игра- конкурс «Узнай дерево» и «Дикие животные», для 3-4 классов - конкурс рисунков «Прогулка в парке», в 5-6 классах- конкурс сочинений «Мой лес», в 7,8 классах конкурс плакатов «Лес-богатство и краса, береги свои леса».
 
Восьмая фаза – май «Я и семья»
Цель: Развитие культуры семейных отношений. Воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем.
Анализ воспитательной работы показал, что в этом направлении сделана следующая работа:
  • Акция "Поздравь солдата";
  • Волонтёрская акция «Чистый двор»;
  • Митинг «Минута молчания»
  • Кл. час «Мои родственники – участники ВОВ»
  • Кл. час Взаимоотношения в семье: поощрения и наказания.
  • Урок семьи и семейных традиций
  • Фотовыставка «Моя семья»
  • Праздник «До свидания, школа!»

Принципиально важным для школы является положение о том, что только в процессе взаимодействия педагогов с родителями можно успешно решить проблему развития и социализации школьника. Содержанием такого взаимодействия становится постоянная забота старших о развитии личности ребенка. Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности.  
Из всех форм взаимодействия школы и родителей наиболее действенной оказалась такая форма, как индивидуальная консультация. Данная форма позволяет повысить качество воспитания, ускорить воспитательное воздействие, снизить вероятность конфликтов между учителями и родителями, т.к. в процессе организованной индивидуальной работы учитель и родитель совместно решают все вопросы, связанные с воспитанием ребенка, вырабатывая при этом совместные способы коррекции поведения. Предполагается продолжать использование такой формы работы с родителями.
Воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизнедеятельности детей.  Вот почему от классного руководителя, прежде всего, требуется высокая педагогическая компетентность, необходимо планировать воспитательную работу с учетом возможностей конкретного класса, с конкретными запросами учеников, с конкретными задачами, которые ставит перед собой классный руководитель. Для осуществления методической помощи в школе действует МО классных руководителей. Основная цель МО на 2015 -2016 уч. год - совершенствование педагогического мастерства классных руководителей как средство повышения уровня воспитанности школьников.
Проведены МО: Дискуссия «Воспитывать – что и как?», круглый стол «Целеполагание в воспитательном процессе школы», семинар «Особенности воспитания познавательных интересов у подростков», анкетирование классных руководителей по теме «Результативность воспитательной деятельности классного руководителя», анализ воспитательной работы школы, разработка системы воспитательных мероприятий на следующий учебный год.
Обогатилась новыми материалами папка «Классное руководство: идеи, подходы, опыт». Пополнилась копилка методических материалов об организации работы ученического самоуправления.
Все эти факты позволили качественнее и продуктивнее организовывать воспитательную работу всем педагогам школы.
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что вся проделанная работа по воспитанию школьников МБОУ «Бачатская основная общеобразовательная школа» была удовлетворительной.
Итогом работы за год можно считать следующее: в течение 2015-2016 учебного года в образовательном учреждении проводилась оценка уровня воспитанности школьников.
Сравнительная характеристика позволяет заметить стабильные показатели в 5, 6, 7,8 классах, а также тенденцию повышения уровня воспитанности в среднем на 0,1% - 0,3% во 1 - 4 классах. Это свидетельствует о том, что система воспитательной работы в школе является рациональной и дальнейшая работа педагогического коллектива по воспитанию гармоничной, духовно - развитой личности будет эффективной.
Детальный анализ показал, что у детей наблюдается общее оптимистическое отношение к жизни. У большинства учеников отмечается устойчиво - позитивное отношение к учению - дети напрямую связывают успешность в жизни с необходимостью получения знаний. У большинства детей присутствует мотивация на сбережение и формирование здоровья, наблюдается потребность в здоровом образе жизни.
Детям присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма, что дает основание продолжать активную воспитательную работу   в этом направлении. Хочется отметить рост экологического сознания учащихся, хотя экологические проблемы и воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящее от него лично.
Заметно отличается оценка уровня воспитанности детей младших классов от оценки учащихся старшего звена, это связано с психологическими особенностями личности ребенка 7 - 9 лет. Нужно заметить, что для полноценной оценки уровня воспитанности учащихся старшего звена недостаточно лишь характеристики его ценностных отношений. В этом возрасте они (отношения) характеризуются ситуативностью и неустойчивостью и не требуют негативной оценки, а требуют лишь особого внимания со стороны классных руководителей, что бы они не нашли своего закрепления и не превратились в беспринципность, бескультурье и жестокость.
Данные в 1 классе, по сравнению с анкетированием в первом полугодии, значительно улучшились. Особенно низкие показатели в вопросах дисциплины, отношения к учебе, коллективизма, товарищества, отношения к труду, культурного уровня. Это свидетельствует о том, что у учащихся 1 класса еще недостаточно сформированы морально-нравственные представления.
Следует отметить, что в школе 8 уч-ся с высоким уровнем воспитанности, 13 - с хорошим. Это 11% и 18% соответственно.
Результат показал, что наблюдается тенденция незначительного повышения уровня воспитанности в целом, что соответствует запланированным воспитательным целям и дает повод говорить о позитивной динамике роста уровня воспитанности школьников, и означает, что выстроенная программа воспитания дает свои положительные результаты.
Из отрицательных моментов замечено, что для многих детей характерно индивидуалистическое и эгоистическое отношение к людям. Это дает основание детальнее продумать дальнейшую воспитательную работу в системе духовно- нравственного развития.
Выводы и рекомендации:
1.  Считать уровень воспитанности школьников удовлетворительным.
2.  Всем классным руководителям в новом учебном году спланировать и осуществлять воспитательную деятельность на основе полученных данных. Особое внимание уделить учащимся с низким УВ, проводить индивидуальную, индивидуально-групповую работу со школьниками по наиболее проблемным категориям (уровню общей культуры, честности, простоте и скромности).
3.  Классным руководителям вести ежедневное наблюдение и ежедневно фиксировать в дневнике наблюдений изменения поведения учащихся по всем категориям УВ.
4.  Изучить и внедрить в основную деятельность различные активные методы воспитания, обобщить опыт по результатам данной деятельности на итоговом заседании МО классных руководителей.
5.  Классным руководителям систематически, не реже 2 раз в месяц проводить внеклассные мероприятия (с использованием активных форм текущей организации), направленные на коррекцию и развитие УВ.
6.  Классным руководителям продумать систему мероприятий по повышению культурного уровня учащихся в новом учебном году.
7.  На родительских собраниях ознакомить родителей с результатами исследования.