ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗДЕЛЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»







Формирование здорового образа жизни и экологической культуры

Экологическое воспитание 

Экологическая культура; экологические взгляды, убеждения, опыт практического взаимодействия с природой в процессе жизни и профессиональной деятельности.

Экологическая культура и безопасное поведение.

Эстетическое воспитание готовности жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе. Психологические приемы самозащиты. Безопасное применение техники в быту, при организации досуга, в учебной деятельности.

Цели воспитания:

  • формирование потребности бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
  • воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
  • формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций: учет характера грозящей опасности, взаимосвязь с другими участниками событий;
  • формирование умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях;
  • обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций;
  • формирование интеллектуальной и коммуникативной подготовки учащихся к личной безопасности жизни.

Тематика  внеурочной работы

Формы проведения мероприятий

1. Здоровье нации: «Кто виноват, и что делать?». Заседание дискуссионного клуба.
2. Климат и здоровье человека. Теоретическая конференция.
3. Экология души. Круглый стол.
4. Научно-технический прогресс и техногенно-природные опасности. Теоретическая конференция.
5. Земля – это твой дом. Классный час.
6. Что век грядущий нам готовит? (О здоровье подрастающего поколения в начале XXI века.) Встреча с врачом.
7. Климат и работоспособность человека. Встреча с врачом.

8. Экология экстремальных ситуаций.

 

Физическое воспитание:

  • социально-биологические и гигиенические основы физической культуры;
  • возрастные особенности развития; физиологические и биохимические изменения в организме человека;
  • здоровый образ жизни: дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка, самонаблюдение, установка;
  • личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду;
  • профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний.

Цели воспитания:

  • способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
  • расширить знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
  • воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
  • формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

Тематика внеурочной работы

Формы проведения мероприятий

1

2

1. Физиологическая и биохимическая природа физических способностей.

2. Наши выпускники – герои спорта.

3. Здоровый образ жизни – залог отличной учебы.

4. Как восстановить силы после умственной или физической работы?

5. Спорт: семья и дети.

6. Вредные привычки и наше здоровье.

7. Внимание – нервы.

8. Красота и здоровье.

9. Здоровье и материнство.

10. Здоровье и отцовство.

Встреча с врачом-физиологом.

 

Встреча с выпускниками-спортсменами.

Встреча с тренером спортивной команды по мини-футболу

Встреча с врачом.

 

Беседа с врачом-наркологом.

Беседа с врачом-невропатологом.

Круглый стол.

Круглый стол.

 

Основные требования к уровню воспитанности учащегося по физическому воспитанию

Учащемуся необходимо:

  • понимать значение физической культуры в жизни;
  • иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
  • уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях по физическому воспитанию в своей личной (семейной) и профессиональной деятельности.

 

Воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом

Основные направления воспитания в семье:

  • Общесоциальное – нормы и правила поведения в обществе.
  • Этическое – воспитание нравственных качеств личности.
  • Правовое – права и обязанности родителей и детей, супругов по отношению друг к другу, к детям, обществу.
  • Психологическое – межличностные отношения в семье.
  • Физиолого-гигиеническое – знание физиологических особенностей мужского и женского организма, вопросы личной гигиены.
  • Педагогическое – воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей в вопросах поощрения и наказания.
  • Эстетическое – формирование отношения к семье, ее членам как к самостоятельной эстетической ценности.
  • Хозяйственно-экономическое – знания о бюджете семьи, культуре быта, умение вести домашнее хозяйство, навыки домашнего труда и т. д.

Цели воспитания:

  • формирование взаимоотношений между членами семьи, основанных на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т. д.;
  • формирование осознанного отношения подростка к таким понятиям как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самодисциплина, выдержка, чувство ответственности и т. д.;
  • воспитание чувства семейного долга, взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования и т. д.


Основные направления пропаганды здорового образа жизни 

Задача: формирование идеала жизни и идеала человека.

  1. Факторы, влияющие на здоровье. Значение здоровья для успешной профессиональной деятельности, удовлетворительного положения в обществе, в коллективе, для семейного благополучия. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Рефлексия как способ познания себя. Составление программы самовоспитания в рамках ЗОЖ.
  2. Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро – все то, что является благом для другого.
  3. Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как к ценности. Книга как символ истины и разума.
  4. Красота в жизни человека. Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человеческого лица. Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и женская, красота детства, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть красоту и создавать красоту. Атмосфера красоты в школе, в семье, в городе, в селе.
  5. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристики реальной жизни человека. Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности. Стратегия жизни человека. Формирование жизненной и профессиональной цели.

Создавая концепцию школы по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя.

Формы работы:

  • Тематические классные часы.
  • Профилактика факторов, пагубно влияющих на здоровье: токсикомании, курения, пьянства и т. д.
  • Пропаганда знаний о рациональном питании и оптимальном двигательном режиме.

 Примерные темы классных часов по вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся:

Сентябрь. Гигиена умственного труда.

Октябрь. Зависимость здоровья от окружающей среды.

Ноябрь. Режим питания.

Декабрь. Оказание первой помощи при отравлении.

ЯнварьПредупреждение бытового травматизма.

Февраль. Специфическая гигиена.

Март. Вредные привычки и здоровье человека.

Апрель. Режим дня старшеклассника.

Май. Краткие сведения о болезнях, передающихся по наследству.