Формирование здорового образа жизни и экологической культуры
Экологическое воспитание
Экологическая культура; экологические взгляды, убеждения, опыт практического взаимодействия с природой в процессе жизни и профессиональной деятельности.
Экологическая культура и безопасное поведение.
Эстетическое воспитание готовности жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе. Психологические приемы самозащиты. Безопасное применение техники в быту, при организации досуга, в учебной деятельности.
Цели воспитания:
- формирование потребности бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
- формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций: учет характера грозящей опасности, взаимосвязь с другими участниками событий;
- формирование умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях;
- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций;
- формирование интеллектуальной и коммуникативной подготовки учащихся к личной безопасности жизни.
Тематика внеурочной работы |
Формы проведения мероприятий |
1. Здоровье нации: «Кто виноват, и что делать?». | Заседание дискуссионного клуба. |
2. Климат и здоровье человека. | Теоретическая конференция. |
3. Экология души. | Круглый стол. |
4. Научно-технический прогресс и техногенно-природные опасности. | Теоретическая конференция. |
5. Земля – это твой дом. | Классный час. |
6. Что век грядущий нам готовит? (О здоровье подрастающего поколения в начале XXI века.) | Встреча с врачом. |
7. Климат и работоспособность человека. | Встреча с врачом. |
8. Экология экстремальных ситуаций. |
Физическое воспитание:
- социально-биологические и гигиенические основы физической культуры;
- возрастные особенности развития; физиологические и биохимические изменения в организме человека;
- здоровый образ жизни: дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка, самонаблюдение, установка;
- личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду;
- профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний.
Цели воспитания:
- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- расширить знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
Тематика внеурочной работы |
Формы проведения мероприятий |
1 |
2 |
1. Физиологическая и биохимическая природа физических способностей. 2. Наши выпускники – герои спорта. 3. Здоровый образ жизни – залог отличной учебы. 4. Как восстановить силы после умственной или физической работы? 5. Спорт: семья и дети. 6. Вредные привычки и наше здоровье. 7. Внимание – нервы. 8. Красота и здоровье. 9. Здоровье и материнство. 10. Здоровье и отцовство. |
Встреча с врачом-физиологом.
Встреча с выпускниками-спортсменами. Встреча с тренером спортивной команды по мини-футболу Встреча с врачом.
Беседа с врачом-наркологом. Беседа с врачом-невропатологом. Круглый стол. Круглый стол. |
Основные требования к уровню воспитанности учащегося по физическому воспитанию
Учащемуся необходимо:
- понимать значение физической культуры в жизни;
- иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
- уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях по физическому воспитанию в своей личной (семейной) и профессиональной деятельности.
Воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом
Основные направления воспитания в семье:
- Общесоциальное – нормы и правила поведения в обществе.
- Этическое – воспитание нравственных качеств личности.
- Правовое – права и обязанности родителей и детей, супругов по отношению друг к другу, к детям, обществу.
- Психологическое – межличностные отношения в семье.
- Физиолого-гигиеническое – знание физиологических особенностей мужского и женского организма, вопросы личной гигиены.
- Педагогическое – воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей в вопросах поощрения и наказания.
- Эстетическое – формирование отношения к семье, ее членам как к самостоятельной эстетической ценности.
- Хозяйственно-экономическое – знания о бюджете семьи, культуре быта, умение вести домашнее хозяйство, навыки домашнего труда и т. д.
Цели воспитания:
- формирование взаимоотношений между членами семьи, основанных на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т. д.;
- формирование осознанного отношения подростка к таким понятиям как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самодисциплина, выдержка, чувство ответственности и т. д.;
- воспитание чувства семейного долга, взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования и т. д.
Основные направления пропаганды здорового образа жизни
Задача: формирование идеала жизни и идеала человека.
- Факторы, влияющие на здоровье. Значение здоровья для успешной профессиональной деятельности, удовлетворительного положения в обществе, в коллективе, для семейного благополучия. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Рефлексия как способ познания себя. Составление программы самовоспитания в рамках ЗОЖ.
- Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро – все то, что является благом для другого.
- Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как к ценности. Книга как символ истины и разума.
- Красота в жизни человека. Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человеческого лица. Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и женская, красота детства, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть красоту и создавать красоту. Атмосфера красоты в школе, в семье, в городе, в селе.
- Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристики реальной жизни человека. Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности. Стратегия жизни человека. Формирование жизненной и профессиональной цели.
Создавая концепцию школы по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя.
Формы работы:
- Тематические классные часы.
- Профилактика факторов, пагубно влияющих на здоровье: токсикомании, курения, пьянства и т. д.
- Пропаганда знаний о рациональном питании и оптимальном двигательном режиме.
Примерные темы классных часов по вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся:
Сентябрь. Гигиена умственного труда.
Октябрь. Зависимость здоровья от окружающей среды.
Ноябрь. Режим питания.
Декабрь. Оказание первой помощи при отравлении.
Январь. Предупреждение бытового травматизма.
Февраль. Специфическая гигиена.
Март. Вредные привычки и здоровье человека.
Апрель. Режим дня старшеклассника.
Май. Краткие сведения о болезнях, передающихся по наследству.