ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 
ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ


Отчет
о работе МБОУ « Бачатская основная общеобразовательная школа»
по профилактике среди учащихся вредных привычек,  табакокурения, наркомании и употребления психотропных веществ.
Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ  и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит школе. На сегодняшний день в мире и стране особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие и СПИДом.  Не менее распространены, по статистике, в подростковой среде алкоголизм и табакокурение. 
В соответствии с планом работы школы  в период с сентября 2017 по май 2018 года в школе осуществлялась профилактическая работа по воспитанию у обучающихся  потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной  пропаганде, профилактике табакокурения и других вредных привычек.
Вопросы воспитания  у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной  пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1-9 классов согласно плану  работы школы. Согласно плану воспитательной работы основной акцент на вопросы  профилактики вредных  привычек делается в октябре в ходе Месячника правового воспитания и профилактики правонарушений и в январе в ходе Месячника профилактики наркомании и СПИДа. Однако и в другие сроки в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 9 классов включены  вопросы воспитания потребности в ЗОЖ и профилактики вредных привычек.
Профилактическая работа в школе строится на следующих принципах: 
1.    Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевой программы «Здоровье».
     Цели такой работы:
•    создание в школьной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиков и психотропных веществ и снижающей вред от их употребления; 
•    распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических  и психотропных веществ; 
•    формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках психотропных веществ, и умения принимать правильные решения. 
2.    Предоставление альтернатив наркотизации.    
     Цель работы в данном направлении:    
•    коррекция социально - психологических особенностей личности;  
•    целевая работа с группой риска и определение групп риска, и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам; 
•    взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу;
•    работа по изменению отношения к лицам,  злоупотребляющим наркотиками  и психотропными веществами - оно должно стать более гуманным  (необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков  и психотропных веществ). 
Просветительская работа  ведется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинается в младших классах и продолжается до выпуска. А в ходе выполнения программы учащимся предоставляется точная и достоверная информация о наркотиках, табаке, алкоголе и их влиянии на психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. 
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения. 
План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включал следующие мероприятия: вовлечение учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования и школьные; организация КТД , конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; классные часы и беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов «Мы выбираем ЗОЖ», уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся. 
      За период  с сентября 2017 года по май 2018 года в классах проведены:
•    беседа «Курение – дань моде, привычка или болезнь?», 7класс;
•    просмотр видеофильма с последующим обсуждением «Сделай свой выбор!», 9 класс; 
•    час общения – обсуждение газетной  статьи «Исповедь курящей девушки»;  8 класс;
•    «Три Толстяка» (о здоровом питании), 5-6 классы;
•     «Осторожно, наркомания!», 9 класс;
•    «Осторожно, наркотики!», 7-8 классы;                   
•    час общения совместно с библиотекарем по профилактике вредных привычек «Причина одна, последствий – множество»,  5-8 классы;
•    «Дорога в никуда»  с показом и обсуждением презентации, 7-8 классы.
В кабинете заместителя директора по УВР имеется подборка классных часов по правовому воспитанию учащихся, видеоматериалы по антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек, ИКТ - презентации по профилактике аддикций и девиантного поведения и профилактике вредных привычек.
В школьной библиотеке в помощь классным руководителям сделана подборка материалов для бесед и классных часов по темам:
«Питание и здоровый образ жизни»;
«Хочешь жить – бросай курить»;
«О вреде алкоголя»;
«Берегись белой тучи»;
«Наркомания – знак беды»;
«Искусственный рай»;
«Дорога в никуда».
В сентябре – мае 2018 года  учащиеся школы приняли участие в ряде конкурсов и акций по антинаркотической пропаганде:
•    конкурс плакатов и рисунков «Мы за здоровый образ жизни» 
•    конкурс эпистолярного жанра «Скажи «нет» наркотикам!», учащаяся 9 класса ; 
•    акция «Скажи «нет» наркотикам!» - распространение листовок;
Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности определяется тем, насколько у ребенка воспитана потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При организации профилактической работы педагогический коллектив основывается на том, что чем больше у ребенка возможностей зарекомендовать себя как творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным явлениям.
В процессе формирования потребности в ЗОЖ большое значение имеет участие школьников во внеурочной деятельности и участие в работе кружков и секций, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. В текущем учебном году  100 % учащихся охвачены различной кружковой деятельностью (ДДТ, кружок «Умелые руки, «Шахматы и шашки», в т.ч. более половины из них - в секциях ДЮСШ (лыжи, настольный теннис, волейбол)
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения. Традиционными в школе на протяжении многих лет являются спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», спартакиада .    Согласно результатам анкетирования  учащихся  7 – 9 классов у 84 % школьников сформировано крайне негативное отношение к  наркомании, табакокурению, алкоголю, 10 % не задумывались над этим вопросом; 2 % считают, что употреблять или не употреблять наркотики – личное дело каждого человека и наркоманы не представляют никакой угрозы обществу.
Большая профилактическая работа в этом направлении проводится с обучающимися из «группой риска». На сегодняшний день в школе в «группе риска» состоят 2 ученика. За каждым из них закреплен педагог- наставник, который ведет дневник наблюдений. Все обучающиеся заняты во внеурочной деятельности (посещают факультативы по математике, «Литературная гостиная», «Основы игры в шахматы», спортивные секции « Настольный теннис», «Лыжи», волейбол). 
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
В школе ведется работа с родителями (лекционные и практические занятия, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми,  дается необходимая информацию по проблеме, способствующая эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказывается помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявляются родители, нуждающиеся в профессиональной медико-психологической помощи; сформированы группы лидеров-родителей).
Были проведены родительские лектории:
«Учимся понимать своего ребенка» для родителей 1-4 классов;
«Почему детям вредно пить безалкогольное пиво и энергетические напитки» (профилактика злоупотребления ПАВ) для родителей 5-8 классов;
«Особенности адаптации школьника » для родителей 1-х, 5-х,  классов;
«Подростковый суицид» для родителей 5-8 классов;

 


ПРОЦЕССА ЦИКЛОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

МБОУ «Бачатская основная общеобразовательная школа»