ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Незнайка АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 
ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ


Отчет
о работе МБОУ « Бачатская основная общеобразовательная школа»
по профилактике среди учащихся вредных привычек,  табакокурения, наркомании и употребления психотропных веществ.
Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ  и воспитание здорового физически и нравственно молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит школе. На сегодняшний день в мире и стране особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие и СПИДом.  Не менее распространены, по статистике, в подростковой среде алкоголизм и табакокурение. 
В соответствии с планом работы школы  в период с сентября 2017 по май 2018 года в школе осуществлялась профилактическая работа по воспитанию у обучающихся  потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной  пропаганде, профилактике табакокурения и других вредных привычек.
Вопросы воспитания  у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной  пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1-9 классов согласно плану  работы школы. Согласно плану воспитательной работы основной акцент на вопросы  профилактики вредных  привычек делается в октябре в ходе Месячника правового воспитания и профилактики правонарушений и в январе в ходе Месячника профилактики наркомании и СПИДа. Однако и в другие сроки в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 9 классов включены  вопросы воспитания потребности в ЗОЖ и профилактики вредных привычек.
Профилактическая работа в школе строится на следующих принципах: 
1.    Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевой программы «Здоровье».
     Цели такой работы:
•    создание в школьной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиков и психотропных веществ и снижающей вред от их употребления; 
•    распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических  и психотропных веществ; 
•    формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках психотропных веществ, и умения принимать правильные решения. 
2.    Предоставление альтернатив наркотизации.    
     Цель работы в данном направлении:    
•    коррекция социально - психологических особенностей личности;  
•    целевая работа с группой риска и определение групп риска, и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам; 
•    взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу;
•    работа по изменению отношения к лицам,  злоупотребляющим наркотиками  и психотропными веществами - оно должно стать более гуманным  (необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков  и психотропных веществ). 
Просветительская работа  ведется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинается в младших классах и продолжается до выпуска. А в ходе выполнения программы учащимся предоставляется точная и достоверная информация о наркотиках, табаке, алкоголе и их влиянии на психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. 
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения. 
План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включал следующие мероприятия: вовлечение учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования и школьные; организация КТД , конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; классные часы и беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов «Мы выбираем ЗОЖ», уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся. 
      За период  с сентября 2017 года по май 2018 года в классах проведены:
•    беседа «Курение – дань моде, привычка или болезнь?», 7класс;
•    просмотр видеофильма с последующим обсуждением «Сделай свой выбор!», 9 класс; 
•    час общения – обсуждение газетной  статьи «Исповедь курящей девушки»;  8 класс;
•    «Три Толстяка» (о здоровом питании), 5-6 классы;
•     «Осторожно, наркомания!», 9 класс;
•    «Осторожно, наркотики!», 7-8 классы;                   
•    час общения совместно с библиотекарем по профилактике вредных привычек «Причина одна, последствий – множество»,  5-8 классы;
•    «Дорога в никуда»  с показом и обсуждением презентации, 7-8 классы.
В кабинете заместителя директора по УВР имеется подборка классных часов по правовому воспитанию учащихся, видеоматериалы по антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек, ИКТ - презентации по профилактике аддикций и девиантного поведения и профилактике вредных привычек.
В школьной библиотеке в помощь классным руководителям сделана подборка материалов для бесед и классных часов по темам:
«Питание и здоровый образ жизни»;
«Хочешь жить – бросай курить»;
«О вреде алкоголя»;
«Берегись белой тучи»;
«Наркомания – знак беды»;
«Искусственный рай»;
«Дорога в никуда».
В сентябре – мае 2018 года  учащиеся школы приняли участие в ряде конкурсов и акций по антинаркотической пропаганде:
•    конкурс плакатов и рисунков «Мы за здоровый образ жизни» 
•    конкурс эпистолярного жанра «Скажи «нет» наркотикам!», учащаяся 9 класса ; 
•    акция «Скажи «нет» наркотикам!» - распространение листовок;
Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности определяется тем, насколько у ребенка воспитана потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При организации профилактической работы педагогический коллектив основывается на том, что чем больше у ребенка возможностей зарекомендовать себя как творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным явлениям.
В процессе формирования потребности в ЗОЖ большое значение имеет участие школьников во внеурочной деятельности и участие в работе кружков и секций, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. В текущем учебном году  100 % учащихся охвачены различной кружковой деятельностью ( ДДТ , кружок «Умелые руки, «Шахматы и шашки», в т.ч. более половины из них - в секциях ДЮСШ (лыжи, настольный теннис, волейбол)
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения. Традиционными в школе на протяжении многих лет являются спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», спартакиада .    Согласно результатам анкетирования  учащихся  7 – 9 классов у 84 % школьников сформировано крайне негативное отношение к  наркомании,табакокурени.,алкоголю, 10 % не задумывались над этим вопросом; 2 % считают, что употреблять или не употреблять наркотики – личное дело каждого человека и наркоманы не представляют никакой угрозы обществу.
Большая профилактическая работа в этом направлении проводится с обучающимися из «группой риска». На сегодняшний день в школе в «группе риска» состоят 2 ученика. За каждым из них закреплен педагог- наставник, который ведет дневник наблюдений. Все обучающиеся заняты во внеурочной деятельности( посещают факультативы по математике, «Литературная гостиная», «Основы игры в шахматы», спортивные секции « Настольный теннис», «Лыжи», волейбол). 
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
В школе ведется работа с родителями (лекционные и практические занятия, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми,  дается необходимая информацию по проблеме, способствующая эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказывается помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявляются родители, нуждающиеся в профессиональной медико-психологической помощи; сформированы группы лидеров-родителей).
Были проведены родительские лектории:
«Учимся понимать своего ребенка» для родителей 1-4 классов;
«Почему детям вредно пить безалкогольное пиво и энергетические напитки» (профилактика злоупотребления ПАВ) для родителей 5-8 классов;
«Особенности адаптации школьника » для родителей 1-х, 5-х,  классов;
«Подростковый суицид» для родителей 5-8 классов;

 

 


ПРОЦЕССА ЦИКЛОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

МБОУ «Бачатская основная общеобразовательная школа» 

 

 

Мероприятия месяца
Годовой круг дел

Методическая работа

Работа с родителями
Мониторинг работы с родителями

Внутришкольный контроль

Сентябрь

Месячник безопасности
День Знаний.
Парламентский урок

Совещание «Новые смыслы воспитания»

 

Организационное (по классам).
Посещение квартир учащихся

Проверка планов воспитательной работы.
Заполнение социальных паспортов.
Проверка дневников, журналов

Октябрь

Месячник гражданской защиты
День Учителя. ДТ.
Акция «Спорт вместо наркотиков».
День самоуправления

Семинар «Анализ воспитательного процесса в школе»
Совет профилактики

Общешкольное родительское собрание
Анкета «Вы и школа вашего ребенка»

Собеседование с классными руководителями
«Аналитическая деятельность классного руководителя»
Диагностика классов

Ноябрь

Месячник правового воспитания
Общешкольный классный час «Основной закон государства»
День прав ребенка
День матери.
Фотогалерея «Любимые мамы»
Первенство по баскетболу

Совещание «Воспитание законопослушного гражданина» Реализация проектов

День матери
Посещение классных родительских собраний.

Адаптация учащихся 1, 5 классы
Проверка дневников, журналов

Декабрь

Месячник охраны здоровья, профилактики алкоголизма, табакокурения
Конкурс рисунков «Мы выбираем жизнь»
День самоуправления.
Новогодний карнавал

Круглый стол «Организационно- педагогические аспекты развития ученического самоуправления»
Совет профилактики

Родительское собрание 1-4 класс.
«Навык ответственного поведения»
Протоколы классных родительских собраний

Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке

Январь

Месячник профориентационной работы
Акция Любимая школа»
Фестиваль «На приеме у директора школы»

Пресс-конференция «Работа с талантливыми детьми»

На приеме у директора (для родителей детей, которые хорошо учатся).

Собеседование с классными руководителями
(итоги полугодия)
Промежуточная диагностика

Февраль

Месячник спортивной работы
Конкурсы, посвященные Дню Защитника

Методическая неделя открытых классных часов
Совет профилактики

Праздник для пап
Анкета «Оценка воспитательной деятельности школы»

Состояние индивидуальной работы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, КДН

Март

Месячник духовно-нравственного воспитания
Операция «Забота»
Эстафета добрых дел

Организация воспитательной деятельности в базовой школе
Совет профилактики

Родительское собрание 1-8 класс.
«Семья – зона психологического комфорта»

Проверка дневников, журналов
Организация и состояние работы с органами ученического самоуправления

Апрель

Месячник экологической  деятельности
День открытых дверей
Фотоконкурс «Родина моего детства»
Первенство по волейболу и футболу.

Организация летнего отдыха

День открытых дверей
Собеседование по теме «Работа с семьей»

Диагностика классов
Выполнение планов  воспитывающей деятельности в классах

Май

Месячник патриотического воспитания
Классные часы.
Уроки мужества
Легкоатлетическая эстафета.
Последний звонок.
Праздник «Здравствуй лето»

Подведение итогов работы за год.

 

Собеседование по итогам работы с классными руководителями.