Комплексная программа
организации летнего отдыха и оздоровления детей, подростков
Паспорт программы
Основания для разработки программы · Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» · Конвенция о правах ребенка · Муниципальная целевая программа «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Беловского района на 2021 – 2022 годы»
|
|
Заказчик программы МКУ «Управление образования администрации Беловского муниципального района»
|
|
Цель программы Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей. |
|
Основные задачи программы · Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка. · Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого. · Организация совместной деятельности детей и взрослых. · Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
|
|
Ожидаемые результаты реализации Программы · Укрепление здоровья детей; · Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; · Снижение темп роста негативных социальных явлений среди детей; · Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей. · Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
|
|
Система организации контроля над исполнением программы Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и директор школы. |
Пояснительная записка
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Вся работа школы в летний период организована в трех направлениях:
1. Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе;
2. Учебно – опытный участок;
3. Разновозрастный отряд.
Все направления работы школы носят познавательный характер, ориентированные на общественно-полезные практические дела.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ «Бачатская ООШ» организуется летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить 40 учащихся. Возраст детей от 7 до 10 лет. Продолжительность смены 18 дней. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из семей с малым достатком, многодетных семей, ребята, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Работа на учебно-опытном участке проходит по специальному плану и включает в себя проведение опытов: «Выявление влияния стимуляторов роста на рост и развитие моркови», «Влияние препарата «Бутон» на образование бутонов и пышное цветение», «Выращивание капусты безрассадным способом».
Работа РВО проходит по месту жительства учащихся и направлена на организацию досуга учащихся в свободное время, развитие у детей и подростков навыки общения и толерантности, организацию помощи престарелым жителям посёлка.
Цели и задачи программы
Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Задачи программы:
1. Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
2. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
3. Организация совместной деятельности детей и взрослых.
4. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
Основные направления деятельности программы
Патриотическое
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Спортивно-оздоровительное
В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.
Нравственно-эстетическое
Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Творческое
Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создавать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Досуговое
Лето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
- Учителя;
- Педагоги дополнительного образования;
- Вожатые (учащиеся 7 класса);
- Работники Сельского Дома культуры;
- Работники Сельской библиотеки;
- Медицинская сестра
Механизм реализации программы
1. Подготовительный этап включает:
– подбор кадров;
– комплектование отрядов, разработку и оформление документации.
2. Организационный этап включает:
– знакомство;
– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
– сплочение отрядов;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
3. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
– помогают в проведении районных мероприятий;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
4. Заключительный этап.
Психолого-социально-педагогический анализ результатов.
Содержание Программы
Вся работа школы в летний период организована в трех направлениях:
1. Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе;
2. Учебно – опытный участок;
3. Разновозрастный отряд.
Все направления работы школы носят познавательный характер, ориентированные на общественно-полезные практические дела.
1. Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе
Реализация целей и задач осуществляется по программе «Разноцветная поляна». Все учащиеся делятся на две возрастные группы. Каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является «Разноцветная поляна»
В течение смены планируется реализация программы по блокам:
-
Организационный;
-
Интеллектуальный;
-
Спортивно-оздоровительный;
-
Творческий;
-
Экологический.
Система стимулов и поощрений
К окончанию лагерной смены каждый её участник накапливает некоторое количество цветных символов капитошек-лепесточков, что стимулирует творческую деятельность детей. Символы имеют цвета:
Красный – цвет сотрудничества, милосердия
Оранжевый – цвет интеллектуальных способностей
Жёлтый – цвет самопознания
Зелёный – цвет физической культуры и здорового образа жизни
Голубой – цвет трудолюбия и чистоты
Синий – цвет лидерства
Фиолетовый – цвет творчества и фантазии
Система стимулирования обеспечивает стремление детей к занятиям различными видами деятельности и завершается вручением каждому грамот.
Каждый день смены будет посвящен одному общему делу
· День встреч
· День трудоголиков
· День подвижных игр
· День интеллектуалов
· День романтиков
· День сказок
· День спорта
· День юмора
· День неболейка
· День юных экологов
· День рекордов
· День смеха и забав
· День танца
· День «Очумелые ручки»
· День талантов
· День этикета
· День героев
· День неожиданностей
2. Учебно – опытный участок
Работа на учебно-опытном участке включает в себя проведение следующих опытов:
1. «Выявление влияния стимуляторов роста на рост и развитие моркови»,
2. «Влияние препарата «Бутон» на образование бутонов и пышное цветение», «Выращивание капусты безрассадным способом».
3. Разновозрастный отряд.
Работа Разновозрастного отряда проходит по месту жительства учащихся и направлена на организацию досуга учащихся в свободное время, развитие у детей и подростков навыки общения и толерантности, организацию помощи престарелым жителям посёлка.
Ожидаемые результаты
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве.
3. Укрепление здоровья школьников.
4. Развитие творческой активности каждого ребенка.
5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Оценка эффективности реализации программы
Способ определения результативности:
1. Мониторинг удовлетворенности детей участием в программе (анкеты, диаграмма «Хорошее настроение», тесты).
2. Количественные показатели (охват детей).
3. Социальные показатели (заинтересованность партнеров, рост социальной активности).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПЛАН РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПЛАН РАБОТЫ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ОТРЯДОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПЛАН РАБОТЫ