ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описание Образовательной Программы Начального Общего Образования
 
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального  бюджетного общеобразовательного  учреждения «Бачатская  основная общеобразовательная школа»  (далее ООП НОО МБОУ «Бачатская ООШ») представляет собой  нормативно управленческий документ, характеризующий главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса, основные планируемые результаты, критерии их оценки.
ООП НОО МБОУ «Бачатская ООШ», имеющего государственную аккредитацию   и лицензию на право ведения образовательной деятельности, разработана коллективом педагогов МБОУ «Бачатская ООШ» обучающихся и их родителей, рассмотрена и принята педагогическим советом.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ  «Бачатская ООШ» разработана  на основе:
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, подготовленной  Институтом стратегических исследований в образовании РАО (Москва, Просвещение, 2010 год);
  • Концепции духовно-­нравственного воспитания; 
  • Приложения к письму Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03­296 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;
  • Приказа департамента образования и науки Кемеровской области от 16.06.2016 г.  «Об утверждении рекомендаций по составлению учебных планов для 1 ­- 11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2015 ­- 2016 учебный год»;
  • Устава  МБОУ «Бачатская ООШ»; 
  • локальных актов МБОУ «Бачатская ООШ», регламентирующих деятельность участников образовательных отношений, в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
  • ФЗ  «Об  образовании в РФ»,
  • Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06.10.2009 года  № 373 (зарегистрировано в Министерстве юстиции 22.12.2009, регистрационный № 17785),
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189  «Об утверждении  СанПин 2.4.2.2821­10 «Санитарно-­эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 03.03.2011 г., регистрационный №19993).
ООП НОО МБОУ «Бачатская ООШ» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-­нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности обучающихся, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования – 4 года (2016­ - 2020 гг).
Программа адресована участникам образовательных отношений  МБОУ ««Бачатская ООШ», к числу которых относятся педагоги начальной школы, обучающиеся, родители обучающихся 1-­4 классов, представители общественности.
Основными принципами реализации ООП НОО являются следующие:
- принцип сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся;
- предоставление равных возможностей всем обучающимся;
- открытость образовательного пространства МБОУ «Бачатская ООШ»;
- свобода выбора для обучающихся (программы обучения, уровня выполняемых заданий и т.д.)
«Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:
  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли обучающегося,
  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли обучающегося, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • формированием у обучающегося основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности».
Цель реализации ООП НОО МБОУ ««Бачатская ООШ» — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
К числу планируемых результатов ООП НОО относятся:
  • ­ личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно­-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-­личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • ­ метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) ;
  • ­ предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
В основе реализации ООП НОО лежит системно-­деятельностный подход, предполагающий: ­ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального
состава;
  • ­ переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ­ ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; ­ признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
  • ­учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно­-воспитательных целей и путей их достижения;
  • ­обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая способных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
ООП НОО МБОУ «Бачатская ООШ» предусматривает:
  • ­ достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • ­ использование для достижения планируемых результатов здоровье-сберегающих, информационно-­коммуникационных, игровых технологий, технологии продуктивного чтения; ­ выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий, организацию общественно­ полезной деятельности;
  • организацию научно­-технического творчества и проектно-­исследовательской деятельности; ­ использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • возможность эффективной самостоятельной работы школьников  при поддержке педагогических работников;
  • включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
МБОУ ««Бачатская ООШ», реализующее данную ООП НОО, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей как участников образовательных отношений:
  • ­ с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного ­ с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в образовательной организации;
  • ­ с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательной организации.
Права и обязанности родителей, учащихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми ООП НОО, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения ООП НОО.
МБОУ «Бачатская ООШ» организует свою деятельность в тесном контакте с Центром психолого-­медико-­социального сопровождения Беловского района, Информационно методическим кабинетом Беловского района, МОУ ДОД «Дом детского творчества», сельским Домом культуры, поселковой библиотекой, ДЮСШ на основе договоров о сотрудничестве. При анализе контингента обучающихся в I классе МБОУ «Бачатская ООШ» учитываются дети логопаты, леворукие, дети, не посещавшие ДОУ, дети из неблагополучных семей, дети с низкой социальной адаптацией, а также дети с социо-психосоматическими факторами здоровья. В 1 классе используется «ступенчатый " режим обучения: в сентябре ­ декабре продолжительность урока 35 минут, в январе – мае – продолжительность урока ­ 45 минут. В середине учебного дня для первоклассников организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут. Во 2-­4 классах максимальная недельная нагрузка не превышает 26 часов, продолжительность урока ­ 45 минут при шестидневной учебной неделе. Продолжительность учебного года – 33 учебные недели в 1 классе, 34 учебные недели во 2­-4 классах.